Биржевая торговля природным газом расширяется!…???

  Аналитические заметки
 

Приказом ФАС России от 04.08.2017 № 1020/17 были утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по Единой системе газоснабжения от Зон входа до Балансового пункта «622.5 км (Локосово)» и от Балансового пункта «622.5 км (Локосово)» до Зон выхода. (Балансовый пункт, далее БП, является точкой расчета (базисом поставки) при реализации биржевых сделок на товарно-сырьевой бирже АО «СПбМТСБ», прим. ЭРТА).

В соответствии с этим, а также в целях повышения ликвидности торгов газом в Спецификацию биржевого товара по Секции «Газ природный» АО «СПбМТСБ» были внесены изменения и дополнения, согласно которым вместо торгов на БП «КС Вынгапуровская» и «КС Южно-Балыкская» торги газом будут проводиться на новом БП «622.5 км «Локосово», расположенном в точке подключения газопровода-отвода на 622.5 км газопровода «Уренгой-Челябинск».

«Торги на новом БП биржевыми инструментами с поставкой газа «на следующий месяц» начнутся с 24 октября 2017 года, а биржевыми инструментами с поставкой газа «на сутки, «на нерабочий день n» – начиная с 30 октября 2017 года», — говорится в сообщении АО «СПбМТСБ». (http://spimex.com/press_centre/news/10913/ )

ФАС России последовательно предпринимает шаги по развитию рынка природного газа. Несмотря на многие проблемы, в период 2015-2017 гг. рынок природного газа претерпел ряд изменений – активную позицию занимают независимые производители газа, появляются новые поставщики, развивается биржевая торговля природным газом на бирже АО «СПбМТСБ». Кроме того, сегодня на рынке природного газа наблюдается профицит, в то время как регулирующее законодательство в сфере газоснабжения формировалось в условиях дефицита природного газа.

При этом одна из проблем развития рынка природного газа – сам потребитель! Сегодняшние взаимоотношения поставщика и потребителя природного газа выстроены по принципу газоснабжения (ключевая часть слова – СНАБЖЕНИЕ). У потребителя недостает рыночного сознания, а поставщик по-прежнему занимается снабжением, а не поставками на конкурентном рынке со всеми вытекающими издержками, как для потребителя, так и для поставщика.

Несмотря на некоторые изменения на рынке, большинство поставок природного газа осуществляется региональными сбытовыми компаниями ПАО «Газпром» по регулируемым ценам. Реализация основных объемов газа осуществляется по минимальной оптовой цене, установленной ФАС России, с коэффициентом 1. При этом «новым» потребителям, подпадающим под действие Постановления Правительства РФ №333, поставка газа осуществляется с коэффициентом 1,1. Выборка газа сверх согласованных объемов оплачивается с коэффициентом 1,1 и 1,5 (те самые издержки «снабжения»!).
Таким образом, главенствующим фактором ценообразования остается действующий тариф на поставку природного газа. Понятно, что сбытовые региональные газовые компании ПАО «Газпром» заинтересованы в дальнейшем сохранении сложившихся условий поставки газа (лишь бы им платили!).

Биржевая торговля газом все еще малозаметна по объемам и не способна оказать значительного влияния на рынок, в частности обеспечить полностью рыночное ценообразование на природный газ. А структура взаимоотношений между поставщиками и потребителями природного газа, как это часто бывает, «опаздывает» и не отвечает произошедшим изменениям. При этом стоимость газа на бирже может быть и ниже действующего тарифа <1, и даже в пиковом сезоне не достигает значения 1,1 к действующему тарифу. Основным же недостатком торгов на бирже АО «СПбМТСБ» является либо малый объем предложения «независимого» газа, либо просто-напросто отсутствие объемов природного газа для торгов – т.е. производители природного газа не заинтересованы (не мотивированы) выходить на торги. К примеру, в текущих условиях независимым производителям более интересно продавать газ потребителям по долгосрочным договорам поставки, а доминирующее положение на бирже занято «Газпромом». Чего можно добиться с помощью биржевого индекса? Даже сложившийся уровень развития биржевой торговли природным газом открывает ряд возможностей для предприятий–потребителей природного газа по оптимизации цен и условий поставок газа. Сам факт наличия биржевой торговли создает для покупателей возможность снижения стоимости природного газа и улучшения условий действующих договоров поставки за счет усиления переговорной позиции с поставщиком с учетом намерений покупателя перейти на биржевую закупку. Основным аргументом в таких переговорах является биржевой индекс стоимости природного газа. Даже при отсутствии реальных объемов газа для торгов, хоть и косвенно, биржевой индекс все же отражает его рыночную стоимость. В этих условиях существенным фактором становится не столько физическая возможность закупки биржевого природного газа, сколько профессиональная и аргументированная переговорная позиция при согласовании условий контракта на поставку природного газа со сбытовыми организациями. Реальная практика показывает следующие возможности для потребителей:

  • снижение тарифа поставки газа с 1,1 до 1 для прямого договора
  • снижение тарифа сверхлимитного газа с 1,5 (вплоть до 1)
  • изменение прочих условий действующего договора поставки газа, включая сроки изменения объемов, изменение порядка учета и оплаты и т.д.
  • возобновление поставок и реструктуризация задолженности за поставку газа
  • в случае если «хватает духа» выйти на биржевую закупку, становится возможным получение скидки к регулируемой цене < 1
  • снижение величины начисления при неисправности приборов учета
  • отмена увеличения потребления на величину погрешности приборов учета газа и пр

Таким образом, несмотря на слабые, медленные и не всегда последовательные шаги в области развития рынка природного газа, уже сегодня для предприятий — потребителей газа открывается ряд возможностей, позволяющих существенно оптимизировать расходы на снабжение природным газом. Фактически, значительно повысить свои конкурентные преимущества.


 20.11.2017



Вернуться в рубрику  ‘Аналитические заметки’