Первые!

5 декабря 2017 года «НОВАТЭК» официально объявил о запуске своего главного проекта на настоящий момент – заработала первая технологическая линия завода по сжижению природного газа на п-ве Ямал – проект «Ямал СПГ». Мощность первой линии – 5,5 млн т СПГ в год. Завод рассчитан на выпуск 16,5 млн т СПГ в год (три технологические линии).


Фото РИА Новости / Алексей Дружинин

Амбициозно, уникально, масштабно! Звучат фанфары!

Факты таковы:

  • Запущен самый северный завод по производству СПГ в мире. «НОВАТЭК» – ПЕРВАЯ компания в мире, реализовавшая СПГ-проект за полярным кругом. Первая! Заодно, «утерли нос» США с их нереализованным проектом СПГ-завода на севере Аляски. Согласитесь, многим в современных условиях это чрезвычайно приятно…
  • Завод введен в строй без нарушения сроков, что является большой редкостью в наше время. Памятную капсулу в основание будущего морского порта Сабетта заложили в июле 2012 года. Комплексная реализация проекта оценивалась в $26,9 миллиарда (окончательное инвестиционное решение по проекту было принято в декабре 2013 года).
  • Государство действительно частично профинансировало строительство, 150 млрд рублей выделялись из Фонда национального благосостояния России. В феврале и ноябре 2015г. размещались облигации со сроком погашения 15 лет, выкупленные государством. Облигации номинированы в долларах США, процентная ставка привязана к LIBOR.
  • В сложных внешнеэкономических условиях «НОВАТЭК» организовал финансирование проекта. С кем «Ямал СПГ» подписал кредитные соглашения, что предпринимал для проектного финансирования, с кем и на каких условиях заключены договоры кредитования – компания никогда не скрывала, информация размещена на их сайте (1).
  • «НОВАТЭК» и российское государство в результате имеют действующий, отстроенный фактически с нуля, морской порт Сабетта (пусть его развитие и является результатом бурной деятельности «НОВАТЭКа», да и государство вложило в его строительство и в дноуглубительные работы немалые деньги). Сметная стоимость строительства порта Сабетта составляет 102,96 млрд руб. с НДС, из которых 69,4 млрд руб. финансировалось из федерального бюджета (2). Что касается поддержки государством проекта «Ямал СПГ», то сами власти не раз заявляли, что за ним должны последовать и другие проекты по освоению Арктики, которые будут использовать уже существующую инфраструктуру. Проект является ключевым компонентом развития Северного морского пути и арктической стратегии России, поддержка правительства демонстрирует ключевую роль проекта.
  • Для вывоза продукции построены и строятся метановозы класса Arc7, не имеющие аналогов в мире (по плану – 15 единиц).
  • География проекта дает ему как плюсы, так и минусы. К плюсам относится уникальная ресурсная база традиционного газа и снижение энергозатрат на сжижение газа (из-за холодного арктического климата). К минусам – сложности логистики (в западном направлении вопрос решается с помощью строительства новых атомных ледоколов и метановозов усиленного ледового класса). А вот в восточном направлении, по Севморпути, в сторону основных планируемых рынков сбыта в странах АТР, транспорт СПГ половину года возможен лишь теоретически (технически – «принципиально возможно», но экономически – «невозможно абсолютно»)… В компании это видят и понимают, самообманом не занимаются. Ищут решение, в связи с чем возник проект хранения и перевалки СПГ на п-ве Камчатка.
  • К порту к концу 2019г. подведут железную дорогу (участок Бованенково-Сабетта). Строительством занимается ООО «ВИС ТрансСтрой» (3). В результате это будет самый северный выход российских железных дорог к Северному Ледовитому океану.
  • По оценкам администрации ЯНАО, благодаря реализации проекта по всей России появилось в общей сложности около 60 тысяч новых рабочих мест, более 600 российских предприятий уже получили заказы на 580 миллиардов рублей.
  • Реализация проекта – демонстрация успешного международного сотрудничества, что важно и для «НОВАТЭКа», и для российского государства.

Хотим пожелать компании избежать технологических трудностей. Мировой опыт показывает, что после запуска СПГ-заводов зачастую начинаются доналадки, отстройки техпроцессов, устранения недочетов и ошибок в проектировании. Классическим примером этому служит норвежский шельфовый СПГ-проект «Белоснежка». Сбои в работе сопровождали его несколько лет.

Немного раздражают разговоры, что весь проект реализован исключительно на деньги государства или благодаря льготам по экспортной пошлине и НДПИ. А само государство от проекта ничего не получит.
У кого занимались деньги, и на каких условиях – ссылку выше мы уже привели, бесплатно они не давались.
В ноябре 2013г. Премьер-министр РФ Д.Медведев действительно подписал постановление правительства РФ об установлении нулевой экспортной пошлины для СПГ (4). Однако нулевая пошлина не принималась исключительно «под «НОВАТЭК»». Есть еще в стране и «Газпром», и «Роснефть»…
Летом 2011 года Правительством РФ действительно было внесено в Госдуму предложение о снижении до нуля ставки НДПИ для проекта (5). Нулевая ставка НДПИ действует до достижения на участке недр накопленного объема добычи газа в 250 млрд кубометров. Максимальный срок действия льготы — 12 лет. Однако налоговая система в России такова, что для освоения отдаленных и труднодоступных месторождений, «тяжелых в разработке», требующих огромных затрат, государство предоставляет льготы – такова его политика. Увлекательное чтение Налогового кодекса поможет несведущим обогатиться знаниями.
Кроме того, «Ямал СПГ» – вновь введенный проект, по этой причине бюджет не может что-то терять. Таково было мнение самого Минфина РФ. Кто уж больше всего может быть заинтересован в наполнении бюджета, и стоит на его страже… Бюджет в нашем случае может лишь приобретать (возможно, меньше, чем кому-то хочется). Без налоговых послаблений не факт, что «Ямал СПГ» не повторил бы судьбу завода на Аляске. Так что разговоры из серии «что было бы, если бы…» – интересны (вплоть до того, что в 2011г. был пик нефтяных цен, и все считали, что всё всегда будет хорошо), но не конструктивны.

«НОВАТЭК» теперь может сосредоточиться на внутреннем рынке, возвращая утерянные на нем позиции (и уже активно занимается скупкой газодобывающих активов; из последних новостей – приобретение АО «Южно-Хадырьяхинское» и АО «Евротэк») и новых вызовах – строительстве своего второго СПГ-завода в рамках проекта «Арктик СПГ», ресурсной базой которого станут месторождения п-ва Гыдан.

Россия, с выходом проекта на полную мощность, поднимется на 5-4 место в мире по производственным мощностям СПГ (далее нам заглядывать не имеет смысла, и не является целью настоящей статьи: не будем сейчас прогнозировать, как пойдут дела с новыми мощностями в США и Австралии, как будут развиваются российские СПГ-проекты «НОВАТЭКа» и «Газпрома», как будет меняться спрос на СПГ в мире в целом, и Европе, в частности…). Подробнее в свободное время можно поизучать на сайтах (6).

Аплодисменты зрителей. Занавес. Экзамен сдан. И технологический, и политический. На этом торжественные мероприятия позвольте завершить.
P.S.

Хотели увидеть поздравления конкретно от «Газпрома». Правила хорошего тона, как минимум. В ответ – угрюмое молчание или язвительные комментарии, что «бюджет потеряет, а российский газ в Европе будет конкурировать сам с собой».

Для начала, спросим по-обывательски: что мешало «Газпрому» запустить собственные СПГ-проекты? Кто мешал, «НОВАТЭК»? Почему не приступили к реализации собственного СПГ-проекта на Ямале? Ведь «НОВАТЭК» в июне 2010г. даже договорился о сотрудничестве с «Газпромом», который собирался в будущем построить на Ямале свои мощности по сжижению газа, а «Газпром экспорт» и «Ямал СПГ» подписали агентское соглашение, предусматривающее экспорт продукции. И никаких иностранных акционеров в «Ямал СПГ» тогда еще не было…
А «вечный» Штокман, а расширение «Сахалин-2», а десятилетнее обсуждение «Балтийского СПГ»?

Действительно, с каждого кубометра трубопроводного газа государство напрямую получает пошлину в 30% и НДПИ. По данным «Газпрома»,(7) поступления в российский бюджет за счет взимания НДПИ и экспортной пошлины с экспортных потоков «Газпрома» составляют свыше 4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м.

Сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет, неизбежно, поставляться и в Европу, так как одним из участников проекта является французская Total (заключила контракт на поставку 4 млн тонн сжиженного газа в год). Кроме того, еще 2,5 млн тонн будут ежегодно поставляться по контракту испанской Gas Natural Fenosa. В совокупности в пересчете это составляет около 9 млрд. кубометров газа в год. Кроме того, помним о сезонном характере транспортировки на Восток.
Грубый расчет, сколько теоретически может недополучить российское государство, можно провести самостоятельно.
Однако «Газпромом» не обсуждается, что в Испанию трубопроводный газ из России не поставляется, Total может использовать российский СПГ для оптимизации своих логистических схем по всему миру. Да и сам «Газпром» «местами» в России тоже имеет льготы и освобождения. Одна Восточная Сибирь чего стоит! Это как раз тот случай, когда «в своем глазу бревно не замечаем».

Не надо по-детски дуться на «НОВАТЭК». А на внешних рынках действительно надо быть союзниками (на тех рынках, куда «Газпром» упорно стремится никого из России не пускать).
«Газпрому» необходимо хорошо заниматься тем, чем умеет – трубопроводным газом. Та неожиданная гибкость, которую «Газпром» проявлял в Европе в последние годы, заслуживает уважения и приносит свои плоды. В результате – экспорт трубопроводного газа в Европу бьет рекорды, доля компании на европейском рынке растет. И торговать газом на европейских хабах уже прилично получается.
А еще «Газпрому» необходимо навести порядок на внутреннем рынке, ведь крепкие тылы – залог процветания. Тогда не придётся кивать на «НОВАТЭК», который хочет что-то «отъесть»…
А самая замечательная новость для «Газпрома» – отсутствие с началом зимы плохих новостей с Украины (проблемы с транзитом через которую многие годы портили репутацию «Газпрома» в Европе). Еще бы арбитраж в Стокгольме не подкачал (8)…

Ссылки на источники:

  1. http://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/yamal_press_release/index.php?&from_4=1
  2. http://portnews.ru/news/216951/
  3. http://www.pfvis.ru/pressroom/news/gruppa-stroitelnykh-kompaniy-vis-pobedila-v-konkurse-na-stroitelstvo-zheleznodorozhnoy-linii-bovanen/
  4. https://www.rbc.ru/economics/19/11/2013/570413329a794761c0ce3dc7
  5. https://www.kommersant.ru/doc/1652664
  6. http://www.igu.org/ ; http://www.giignl.org/
  7. http://rcc.ru/article/gazprom-zayavil-o-roste-konkurencii-iz-za-zapuska-quot-yamal-spgquot-62106
  8. http://www.interfax.ru/business/587310