О трудовых буднях «Транснефти»

  Аналитические заметки

«Транснефть» за последние дни сгенерировала вокруг себя ряд разноплановых новостей, мимо которых, если рассматривать их в комплексе, мы не можем пройти.


Первый блок – технологические новости. Уже несколько лет, в соответствии со своей Программой стратегического развития на период до 2020 года, компания успешно и планомерно расширяет нефтетрубопроводную и продуктопроводную систему в России для удовлетворения растущего спроса на услуги со стороны заинтересованных сторон. «Транснефть» — в первую очередь инфраструктурная компания, и спокойно выполняет ту работу, которую обязана выполнять. Именно по этой причине технологические новости – на первом месте. Из последнего позитива (и реализованных проектов) отметим:

  • ООО «ЦУП ВСТО» завершило строительство трех новых нефтеперекачивающих станций в Иркутской области. Станции возведены в рамках проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы ВСТО до максимального уровня — 80 млн тонн нефти в год. После запуска НПС №3,6,9 в декабре 2017 года пропускная способность ВСТО составила 70 млн тонн нефти в год. На максимальные 80 млн тонн нефти ВСТО выйдет после запуска еще трех станций в Иркутской области: НПС №2,5,7. К их строительству ЦУП ВСТО приступит в декабре 2017 года (1).
  • На объектах ООО «Транснефть — Балтика» завершены работы по реализации третьего этапа проекта «Север». В рамках реализации третьего этапа была осуществлена реконструкция головных перекачивающих станций «Ярославль» и «Кириши», линейных производственно-диспетчерских станций «Быково», «Правдино» и «Песь», а также продуктоперекачивающей станции «Невская» с подключением объектов к магистральному нефтепродуктопроводу Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Станции введены в промышленную эксплуатацию. Цель проекта — увеличение объемов перекачки дизельного топлива до 25 млн. тонн в год в направлении порта Приморск (2).
  • «Транснефть» до конца 2017 года планирует прокачать по нефтепродуктопроводу «Юг» 300 тыс. тонн топлива, сообщил журналистам заместитель вице-президента — директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов компании Владимир Назаров. По его словам, «в промышленную эксплуатацию проект планируется ввести в январе-феврале». «Объем первой танкерной партии составил 30 тыс. тонн», — сказал он, добавив, что такие объемы пока планируется сохранить. Ранее сообщалось, что «ЛУКОЙЛ» заполнил первый танкер в порту Новороссийск дизельным топливом с Волгоградского НПЗ, которое было поставлено по новому нефтепродуктопроводу «Юг». Проект «Юг» реализовывается в два этапа. Первый — подключение Волгоградского НПЗ с объемом 4 млн тонн в год (3).

Компания функционирует в постоянном контакте с государством, акционерами, нефтедобывающими компаниями и трейдерами, что не может оставаться незамеченным. Поэтому второй блок новостей – «коммерческо-корпоративный». В данном блоке также по большей части присутствуют позитивные новости. В частности, первый вице-президент «Транснефти» М.Гришанин, говоря об инвестпрограмме на 2018г., заявил: «Мы программу 2018 года никак не корректировали». Он добавил, что «в следующем году будет значительно меньше, чем в текущем… Мы заканчиваем те проекты, которые запланировали, у нас остается расширение трубопроводной системы ВСТО».
Говоря о дивидендах компании за 2017 год, Максим Гришанин заявил, что дивиденды на уровне 25% от чистой прибыли оптимальны. «Вопрос дивидендов будет решаться по окончанию финансового года акционером, как это всегда и происходит. У нас есть дивидендная политика, принятая у прошлом году, это 25% от чистой прибыли по МСФО. Мы считаем, что такой объем — самый правильный и самый разумный». «Мы считаем, что да», — ответил Гришанин на вопрос о том, хватит ли компании средств для финансирования инвестпрограммы, если будет принято решение о выплате дивидендов на уровне 25% от чистой прибыли по МСФО (4).

Кроме того, на бирже АО «СПбМТСБ» начались торги нефтепродуктами с участием Оператора товарных поставок – компании «Транснефть». Важное событие, способное оказать существенное влияние на отечественный рынок нефтепродуктов. Уменьшение размера лота со 100 до 10 тонн открывает возможность приобретать дизельное топливо через биржу большому числу мелкооптовых покупателей. По сути, теперь любая АЗС может минуя посредников покупать дизтопливо, получая его непосредственно на нефтебазах «Транснефти».
За счет расширения конкурентной среды нововведение повышает устойчивость топливного рынка России и способствует стабилизации цен на нем. Вовлечение мелкооптового звена в биржевую торговлю – одно из важных направлений работы СПБМТСБ, развивающее транспарентное ценообразование на топливном рынке (5).

На этом позитивном фоне стало известно о переговорах Сбербанка и «Транснефти» о мировом соглашении в их финансовом споре. Юристы обеих компаний попросили отложить рассмотрение кассационной жалобы «Транснефти» на решение суда по спору на 66,5 млрд руб. Судебный процесс между «Транснефтью» и Сбербанком начался в январе 2017 года. Трубопроводная компания подала иск с требованием признать недействительным валютный опцион на сумму около $2 млрд. Суть претензий трубопроводной компании состоит в том, что она не обладала достаточной квалификацией для оценки последствий покупки такого сложного финансового инструмента. «Транснефть» указала в исковом заявлении, что Сбербанк навязал ей эту сделку, не проинформировал о всех возможных рисках (6).

Однако в бочке меда нашлась, на наш взгляд, и ложка дегтя. Печально, но без этого – никак… Третий блок новостей – регуляторный. В нем сегодня скажем несколько слов о тарифах. Актуальная, и достаточно больная тема для компании.

Как известно, тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов устанавливаются государством (по большому счету, они являются основой для финансирования инвестпрограммы). «Транснефть», проведя предварительную работу с компаниями, готовит свои предложения по тарифам, а ФАС России эти тарифы утверждает.
Каждый раз, перед/вовремя согласования и утверждения новых тарифов, наблюдаем одну и ту же напряженную картину, часто на грани фола или конфликта. Одна сторона считает, что «слишком мало», другая – «слишком много», все «машут руками и взывают к арбитрам».

В текущем году «неприятная история» произошла с установлением тарифов на транспорт нефти в Китай через Казахстан.

Первый вице-президент «Транснефти» М.Гришанин заявил, что компания оценивает объем выпадающих доходов за счет снижения тарифов на прокачку в Китай через Казахстан в 1,1 миллиарда рублей. Он также отметил, что эта тема с ФАС обсуждаться больше не будет. «С ФАС я думаю, что дополнительных дискуссий на эту тему не будет, потому что решение уже принято на 2018 год», — сказал он. «Сейчас мы обдумываем варианты компенсации выпадающих доходов», — добавил Гришанин (7).

Но глава «Транснефти» Николай Токарев высказался относительно данной истории значительно жестче. Компания считает решение ФАС России по тарифу на прокачку нефти через Казахстан в интересах «Роснефти» необоснованным, заявил он. «На наш взгляд, ситуация ненормальная и вызывает удивление необоснованное решение ФАС по этому поводу. Надеемся, что 20 декабря на правительственной комиссии, куда этот вопрос вынесен, будет принято справедливое решение. То, что оно ненормальное и необоснованное, это уже очевидно.

Н.Токарев напомнил, что «Транснефть» оценивает ущерб от данного решения в 1,2 млрд руб. «Избирательность в пользу «Роснефти» говорит только о том, что за счет государственной компании «Транснефть» планирует уладить свои дела негосударственная компания. «Роснефть» при продаже 19% акций утверждала, что она негосударственная. То есть проблемы негосударственной компании улаживаются за счет государственной путем нанесения ущерба в размере 1,2 млрд руб.» — сказал он. (8)

Почему мы расположили новости именно в таком порядке? Возможно, при прочтении Вам уже стало это ясно.
«Транснефть» по своей сути — обслуживающая компания, в хорошем смысле этих слов. Период «великих строек» «Транснефти» заканчивается, компания должна «просто» оказывать услуги трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов своим клиентам… в удобном для них режиме и по оптимальным тарифам. «Транснефть» обязана обеспечивать максимально комфортный режим доступа к инфраструктуре для своих клиентов и, безусловно, не мешать им работать.
Необходимо выполнять свою работу «надежно, тихо и незаметно» (таков удел любой инфраструктуры). Этакая рабочая лошадь – её должны кормить в достатке (не перекармливая), а она должна везти груз.
«Транснефть» медленно, но верно, идет по этому пути. Так пожелаем им удачи!

  1. http://cupvsto.transneft.ru/press/news/?id=45430
  2. http://baltic.transneft.ru/press/news/?id=45463
  3. http://www.transneft.ru/news/view/id/14772
  4. http://www.transneft.ru/news/view/id/14771
  5. http://www.transneft.ru/news/view/id/14770
  6. https://www.rbc.ru/finances/30/11/2017/5a1fc7b39a79470bbf0a5513
  7. http://www.transneft.ru/news/view/id/14771
  8. https://www.kommersant.ru/doc/3495840

 21.12.2017



Вернуться в рубрику  ‘Аналитические заметки’