О раскрытии информации субъектами естественных монополий

Уважаемые коллеги, друзья и просто любопытствующие!

Как Вы, вероятно, знаете, в нашей стране осуществляется контроль и надзор государства за деятельностью различных естественных монополий. К таким монополиям относятся и компании, оказывающие услуги по транспортировке газа по газопроводам (как магистральным, так и распределительным).
Для целей контроля и надзора разработана разнообразная разноуровневая нормативная база, созданы контрольные и регулирующие органы (одним из основных в настоящий момент является Федеральная антимонопольная служба России).

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» Правительство Российской Федерации около 10 лет назад решило обязать естественные монополии раскрывать информацию о своей деятельности, чтобы все заинтересованные лица могли найти ответы на свои злободневные и животрепещущие вопросы и, по возможности, решать имеющиеся проблемы.

К статье есть дополнительные материалы – обработанные таблицы из раскрытия информации “Трансгазами”, и Вы можете сразу перейти к ним.

С этой целью, в частности, были разработаны Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. №872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»), которыми утверждался состав раскрываемой информации, и способы её раскрытия. Пункт 11г Раздела II Стандартов указывает, что субъекты естественных монополий раскрывают информацию о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам.
Тогда, в 2010 году, Федеральной службе по тарифам и Федеральной антимонопольной службе поручалось в соответствии со своей компетенцией в 3-месячный срок утвердить формы, сроки и периодичность раскрытия информации.

Во исполнение указанного Постановления ФАС России разработала и утвердила своими Приказами формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам (первоначально – Приказ ФАС России от 23.12.2011 N 893 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», позже – Приказ от 07.04.2014 г. № 231/14 с аналогичным названием). Формы раскрытия информации отдельно утверждались для магистрального транспорта газа и отдельно – для газораспределительных сетей. Их содержимое достаточно сильно различалось.
ФСТ России также разработала и утвердила своим Приказом от 31 января 2011 г. N 36-э ряд необходимых форм раскрытия информации.
По различным причинам, формы раскрытия информации для магистрального транспорта газа (в первую очередь, читай, «Газпрома») не предполагали раскрытия информации о конечных газораспределительных станциях.

Одним из приложений к упомянутым выше Приказам ФАС России была утверждена форма, в соответствии с которой газораспределительные организации должны были начать раскрывать информацию о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
В частности, в данной форме газораспределительные организации были обязаны указывать наименование газораспределительной сети, зону входа и выхода из неё, объемы газа в соответствии с поступившими и удовлетворенными заявками, свободные мощности газораспределительной сети.
И с разной активностью, аккуратностью и точностью, газораспределительные организации примерно с начала 2012 г. начали публиковать на своих сайтах такую информацию.

Но в последние годы наше Правительство решило заняться более активно вопросами совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности инфраструктуры. В результате примерно двухлетней работы на свет появилось Постановление Правительства РФ от 30 января 2018 года № 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры».
Этим Постановлением были внесены изменения в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, а также в упомянутые нами выше Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам (некоторые из изменений вступали в силу лишь с 1 апреля 2018г.).

В результате принятия Постановления №82 «Трансгазы» ПАО «Газпром» (занимающиеся транспортом газа по магистральным газопроводам) с 2018 г. стали обязаны раскрывать в установленном порядке информацию о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам для определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям. Состав обязательно раскрываемой информации отличается от информации, которую обязаны публично раскрывать газораспределительные организации. Но дополняет её и «делает картину мира более завершенной»!
«Трансгазы» раскрывают информацию на своих сайтах со 2 кв. 2018 г. в следующем объеме: наименование газораспределительных станций в регионах своей деятельности, их номинальной производительности и фактической загрузке, суммарные объемы газа по действующим техническим условиям на подключение и наличие реальной свободной мощности, а также мероприятия по увеличению мощности ГРС (при необходимости).
Но строгой, утвержденной государством формы раскрытия информации, до начала 2019 г. не существовало.

ФАС России в это время «не сидела, сложа руки», и около двух лет работала над новой редакцией форм раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, сроков и периодичности раскрытия информации, а также правил заполнения форм.
В результате на свет появился Приказ ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм» (зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2019 N 53481). А все старые приказы ФАС России и ФСТ России по данной теме утратили силу.
Новый Приказ содержит десять приложений с различными наборами форм, посвященными: тарифам на услуги по транспортировке, основным показателях финансово-хозяйственной деятельности, выполнению инвестпрограмм, потребительским характеристикам регулируемых услуг, и т.д. Каждое приложение содержит формы раскрытия информации как для компаний, занимающихся магистральным транспортом газа, так и для газораспределительных организаций.
Приложением № 4 утверждаются формы раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам. Форма № 5 указанного приложения имеет название «Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям», форма №6 – «Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям». Периодичность отчетности – месячная. Согласно форме №5 будут отчитываться компании, оказывающие услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (включая «Трансгазы» ПАО «Газпром» и независимые газотранспортные организации), согласно форме №6 – субъекты естественных монополий, оказывающие услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Ниже несколько примеров раскрытия информации газораспределительными организациями Центрального ФО России:

  1. АО «Газпром газораспределение Воронеж» (в зоне МГ ООО “Газпром трансгаз Волгоград”, МГ ООО «Газпром трансгаз Москва»)
    Сайт: http://gazpromvrn.ru/
    Раскрытие информации: http://gazpromvrn.ru/Raskritie-informatsii/
  1. АО «Газпром газораспределение Иваново» (в зоне МГ ООО “Газпром трансгаз Н.Новгород”, МГ ООО “Газпром трансгаз Ухта”)
    Сайт: http://ivoblgaz.ru/
    Раскрытие информации: http://ivoblgaz.ru/consumers/informatsiya.php
  1. АО «Мособлгаз» (в зоне МГ ООО «Газпром трансгаз Москва»)
    Сайт: https://www.mosoblgaz.ru/
    Раскрытие информации: https://www.mosoblgaz.ru/company/open_info/3/2018_god/
  1. АО «Газпром газораспределение Тула» (в зоне МГ ООО «Газпром трансгаз Москва»)
    Сайт: https://tulaoblgaz.ru/
    Раскрытие информации: https://tulaoblgaz.ru/openinginfo/fas/

А вот как к раскрытию информации после 1 апреля 2018г. подошли «Трансгазы» («дочерние компании ПАО «Газпром»). Несколько примеров компаний, осуществляющих деятельность в Центральном ФО:

  1. «Газпром трансгаз Москва» (ООО)
    Сайт: http://moskva-tr.gazprom.ru/
    Раскрытие информации: http://moskva-tr.gazprom.ru/about/documents/raskrytie-informatsii-subektam/
  1. «Газпром трансгаз Нижний Новгород» (ООО)
    Сайт: http://n-novgorod-tr.gazprom.ru/
    Раскрытие информации: http://n-novgorod-tr.gazprom.ru/about/documents1/
  1. «Газпром трансгаз Ухта» (ООО)
    Сайт: http://ukhta-tr.gazprom.ru/
    Раскрытие информации: http://ukhta-tr.gazprom.ru/about/soglasovanie-tekhnicheskoj-vozmo/

Что теперь будет публиковаться на сайтах газотранспортных организаций, после принятия нового приказа ФАС России в январе 2019 г., – покажет время. Со своей стороны, мы будем следить за развитием событий.